НовостиФорумВопрос к специалистуКонкурсыАфишаВсё о нас
 

Пусть малыш играет с пользой

09.02.2010 14:10

Пусть малыш играет с пользойРебенок  - это самое дорогое в жизни родителей. С самых первых дней жизнь малыша - это индивидуальность. Чтобы сохранить, а главное развить, индивидуальность малыша, необходимо его окружать правильными, а главное полезными игрушками.

Ирина Тучкова, семейный психолог-консультант, ЦПК «Психея»:

- Игровая деятельность ребенка является основной и крайне важной. Это его «работа», благодаря которой он готовит себя к взрослой жизни, развивает воображение и фантазию, осваивает навыки взаимоотношений в социуме и образцы поведения, поэтому так важно взрослым научить своего малыша играть. А главными помощниками в этом являются игрушки, выбор которых во многом зависит от возраста ребенка.

Младенческий возраст (от 0 до 1 года). Это время начала предметной игры. В этот период игрушками могут быть: разноцветные погремушки; пирамидки с коротким стержнем (не выше 20 см), с количеством колец от 3 до 5, желательно одного размера и большим диаметром отверстия, завершающиеся обычным шариком или «шишечкой»; мячи, разнообразные по цвету, материалу, весу, диаметру; удобные сенсорные коврики, изготовленные из натуральных тканей разной фактуры (шершавые, гладкие, пушистые и т.д.) с кармашками, простыми застежками, окошками. А так же это могут быть куклы и мягкие игрушки достаточно крупного размера (40-50 см). Важными требованиями к игрушкам в этом возрасте являются качественный, нетоксичный, безопасный для малыша материал (лучше натуральный), достаточно крупный размер, отсутствие мелких деталей или их минимальное количество и надежное закрепление.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). В этом возрасте у ребенка продолжает развиваться предметная деятельность и постепенно происходит переход к сюжетно-ролевой игре. В этом возрасте малышу подойдут матрешки, стаканчики, которые вкладываются друг в друга, доски-вкладыши из 5-6 элементов, кубики, пирамидки с количеством деталей от 5 до 7, завершающиеся головой животного, пластиковые фигурки животных для игр «на суше и в воде», мягкие игрушки, куклы с набором одежды, «пупсики», транспорт разных размеров. Можно предложить первый конструктор с деталями разнообразной формы (конусы, пирамидки, бруски), лучше, если он будет сделан из дерева. К двум годам ребенку подойдет блочный конструктор с крупными деталями.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). В этом возрасте ведущим видом игры становится сюжетно-ролевая. Роли и правила в игре могут иметь разные темы: семейные, профессиональные и др. Ребенку будет интересно, если в его арсенале будут наборы с атрибутами знакомых профессий: для игры в доктора, парикмахерскую или для игры в знакомую сказку: «Буратино», «Кот в сапогах» и др. Так же для режиссерской игры ребенку необходимы наборы мелких фигурок животных, которые обычно продаются под тематическим названием «ферма», «зоопарк», и т.д., наборы кукол разного пола и размера. Для игры-драматизации подойдут пальчиковые куклы и куклы для театра. Для сюжетно-ролевой игры подойдут плюшевые игрушки, куклы с выразительной внешностью, транспортные игрушки. Очень важно, чтобы игрушки при этом сохраняли достаточную степень условности, чтобы ребенок мог использовать свое воображение для их одушевления.

Выбираем игрушки на подарок

Первый вопрос, который возникает перед родителями  —  «что купить?».  Ответ на него во многом зависит от предпочтений вашего ребенка. Единственная рекомендация — не «совмещайте приятное с полезным», не покупайте, особенно малышам дошкольного и младшего школьного возраста, в качестве подарка  одежду, книги и другие полезные с Вашей точки зрения и неинтересные с детской вещи. Пусть это будет дополнением, но никак не основным подарком.

В этом возрасте доминирующим видом деятельности является игра, поэтому «нужные и полезные» вещи не воспринимаются ребенком, как подарок. Подарком может быть только игрушка.

Второй вопрос, который возникает у родителя при выборе игрушки: "чему она научит моего ребенка?", «что выбрать»? Помочь в этом может только специалист.

Татьяна Геннадьевна Клипачева,  директор магазинов «Ералаш» и «Чудо-Юдо»:

- К нам часто приходят покупатели, которые теряются перед огромным выбором современных игрушек. Они не знают, какую игрушку купить, заинтересует ли она ребенка. Таким покупателям мы советуем прислушаться к себе, что интересно лично им, какие качества они хотят развить в ребенке. Одному хочется, чтобы дочь выросла хорошей мамой, - он покупает куколку и коляску. Другому кажется важным раскрыть в своих детях творческие способности, в этом случае он выбирает развивающие игрушки. А третьему важно, чтобы малыш вырос крепким, сильным и он выбирает мячи, кегли, городки…

Сейчас на рынке появились такие новинки, о которых родители и не догадываются, ведь они выросли в то время, когда ничего этого не было. Например, наборы для творчества из серии «Веселые выходные» будут интересны и девочкам, и мальчикам, и даже их родителям. Времени на изготовление нужно немного (что видно из названия), а радость от совместного творчества огромна. Мне кажется, сделать свою игрушку намного интереснее, чем купить готовую. Самостоятельно выполненная игрушка - это настоящий повод для гордости. Дети понимают: чтобы игрушка появилась, они приложили свои знания, силы, фантазию.

Вниманию родителей представлены игрушки, благодаря которым малыш может попробовать себя в роли дизайнера, конструктора, архитектора, фокусника, археолога…

Для девочек есть широкий ассортимент наборов «Маруся» и «Docha&Mama». Это наборы бусин, станки для бисероплетения, изготовление сумочек, тапочек, шкатулок, бижутерии, мягких игрушек, чехлов для сотовых телефонов, красивых панно, роспись по холсту, керамике и т.д. В наборе есть все необходимое: выкроенные детали, бусинки, ленточки, пайетки, глазки для животных, а также безопасная пластиковая игла.

Не меньше выбор игрушек и для мальчиков. Есть наборы для выжигания, выпиливания лобзиком, гравюры с черно-белой, золотой, серебряной и радужной основой.

Хит сезона – магнитный конструктор. Помимо изучения физических свойств – притяжение и отталкивание - можно собрать различные фигуры, сооружения, огромные машины. Настольные игры ТМ «Технолог» неизменно вызывают восхищение не только мальчиков, но и их серьезных пап. Они включают  игровое поле, макеты сооружений: фортов, бастионов, замков, которые нужно самим собрать, солдатиков, которых нужно раскрасить по своему вкусу и даже пушки, которые по-настоящему стреляют маленькими снарядами.

Хочу также опровергнуть сложившееся мнение о китайских игрушках, будто бы все они некачественные, дурнопахнущие и опасные. Согласна, есть и такие. Но на сегодняшний день очень многие российские (и не только) компании( н-р: "Docha & Mama", "Малыши","Алиса","Пирамида открытий") размещают производство игрушек на китайских фабриках. Подчеркиваю: на фабриках, а не в подвалах. Т.е. за качеством этих игрушек ведется строгий контроль и проводится сертификация. Думаю, не стоит объяснять, почему многие фирмы, разрабатывая дизайн изделия и упаковки у нас в стране, предпочитают производить товар  там, где дешевле, где созданы для этого все условия.

Я считаю, что качественные игрушки китайского производства есть, их очень много и не стоит их бояться. Нужно просто внимательно выбирать.

Родителям хочется посоветовать: чаще покупайте своим детям игрушки, пусть даже небольшие. Наблюдая за игрой ребенка, внимательный родитель поймет, к какой деятельности малыш проявляет интерес, в какие кружки, секции его записать , чтобы эти способности не пропали, а развивались.

Марина Нечаева, специалист магазина «Веселый городок»:

- Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям.. Древние люди верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Считалось, что ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим делать добро и любить.

Не секрет, что ребенок познает мир и учится взаимодействовать с ним через игру. Но перед родителями зачастую стоит дилемма: какую игрушку выбрать своему малышу? Большинство из нас останавливает свой выбор на ярких, красочных игрушках. Но почему-то мало кто задумывается о старой русской традиции - незамысловатой деревянной игрушке. Приверженцы воспитания по системе Штайнера уверены, что игрушки, которые, порой, далеки от истинного строения тела животного, пробуждают в ребенке способность фантазировать, домысливать образ, а в дальнейшем и дорисовывать, доделывать игрушку так, как представляет ни чем не замутненный детский ум.

По мнению специалистов, детская игрушка должна быть из натуральных материалов: они, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.

Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с деревянной игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях. Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию деревянных игрушек, у маленького ребенка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде животных, он овладевает приемами приведения игрушки в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса. Деревянные игрушки полезны не только подрастающим деткам, но и младенцам — гладкие, аккуратные, экологические чистые, приятно пахнущие натуральной древесиной развивают мелкую моторику ручек, обоняние. Их можно грызть и облизывать без вреда для здоровья.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:


Обсудить в форуме. (1 комментариев)