Совсем недетские проблемы
Что делать, если Ваш ребенок начинает внезапно закатывать истерики, нервно теребить что-то руками, резко крутить головой, щелкать пальцами или делать любое другое, из раза в раз повторяющееся движение? И сам, кажется, переживает по этому поводу…
Врач-психотерапевт Елена Борисовна Кокоулина, центр семейной медицины «Лига -Мед»:
Детский невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Это значит, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребенка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться!
Наиболее распространенные детские неврозы - это заикание и ночное недержание мочи. Помимо классических форм очень часто встречаются депрессии, невроз страха (например, темноты, одиночества, закрытых помещений, животных, которые напугали ребенка), невроз навязчивых состояний (мигания, наморщивание лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыганье» носом, «хмыканье», покашливания), привычные действия (кусание ногтей, сосание пальцев), нарушения сна. Кроме того, может быть раздражительность, плаксивость, обидчивость. У детей младшего школьного возраста может быть страх школы (школьные неврозы), который сопровождается отказом от посещений школы, уходами из школы и из дома.
Неврозы у детей часто являются следствием погрешностей воспитания. Попытка подавления личности ребенка приводит к нервному напряжению, с которым ребенок часто не может справиться. Возникновению детских неврозов способствуют и хроническая неблагоприятная семейная ситуация - бытовое пьянство или алкоголизм родителей, их антисоциальное поведение. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.
Детский невроз требует очень чуткого отношения к больному ребенку. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится несерьезно, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?
Лечением неврозов занимается врач-психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много. Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребенка. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!
Очевидно, что невроз - это очень серьезно. Его легче предупредить, чем излечить. Однако невроз излечим, но только индивидуально, у каждого ребенка по-своему, в сотрудничестве родителей с врачом-психотерапевтом.
Нарушение речи в форме заикания, обусловленное неврозом.
Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата), называют заиканием. Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.
Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки. Ребенку нужен особый режим, успокаивающая обстановка, внимательное отношение родителей к его эмоциональному состоянию.
Логопед высшей категории, консультант психотерапии, Е.Н. Толстоброва:
Очень часто стрессы приводят к появлению у ребенка логоневроза или заикания. Например, когда стресс был связан с речевой ситуацией. Такое заикание проявляется бурно. В других случаях появление заикания бывает отсрочено и начинает проявляться постепенно, усиливаясь с течением времени. Попытки преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание.
Если заикание отмечается не более 2-х месяцев, оно считается начальным (инициальным), если больше - закрепившимся. Рекомендации при начальном заикании существенно отличаются от тех, которые дают при заикании закрепившемся.
- При проявлении заикания необходимо устранить травмирующую ситуацию.
- При первых признаках заикания нужно как можно быстрее обратиться к логопеду. Необходимо лечить не вообще заикание, а ребенка с его особенностями нервной системы, особенностями характера и развития речи. В комплекс лечебных мероприятий может входить медикаментозное лечение, фитотерапия. Логопед может дать общие рекомендации или назначить логопедические занятия, логопедическую ритмику, игровую релаксацию. Заикание легче лечить на самых ранних этапах возникновения.
- Желательно какое-то время не ходит в садик. Общение с некоторыми людьми провоцирует заикание. Надо свести к минимуму такое общение.
- Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Если заикание возникло из-за ревности к младшим, постарайтесь относится к старшему ребенку, как к маленькому. Дайте ему давно забытые игрушки, побаюкайте.
- Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Даже радостное возбуждение тоже противопоказано. Отмените посещение зрелищных мест: театра, кино, музеев, цирка. Не ходите в гости, и не приглашайте гостей. Избегайте контактов с другими детьми. Гуляйте подальше от детских площадок. Дома для игры оставьте любимые игрушки, пару знакомых книжек, действующих на ребенка успокаивающе.
- Купили новую книжку - сначала лучше рассмотреть вместе картинки, потом рассказать ее содержание (предварительно прочитав без ребенка). Речь взрослого при пересказе менее возбуждает ребенка. Интересно придумывать свои собственные незамысловатые рассказы.
- Перед сном хорошо совершать ритуал: изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия (убирать игрушки на место, купаться, рассказывать сказку).
- Какое-то время лучше совсем не смотреть телевизор. Или пусть малыш посмотрит лишь любимую передачу, но не более, и кто-то из взрослых посидит рядом, объяснит непонятное и успокоит, если что-то покажется пугающим.
- При начальном заикании нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что ребенок подражает речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями, без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова. Если логопед даст какие-то особые рекомендации (выполнение дыхательных или голосовых упражнений, речевые игры, ограничение речи и т..), то надо стараться выполнять их всей семьей, а не требовать выполнения лишь ребенком. Покажите правильный пример.
- Организуйте режим ребенка так, чтобы не нужно было говорить быстро. Приучайте ребенка к таким играм, которые требуют доступной речи: настольные лото, мозаики, конструкторы, пазлы, рисование. Это не только будет организовывать речь ребенка, но и успокаивать его, развивать его уверенность в своих силах, совершенствовать моторику пальцев. Очень полезно петь, двигаться под ритмичную музыку, рассказывать хором с папой и мамой стихи с движениями. Полезны игры с водой, ванны с успокаивающими травами, игры с песком.
- Ожидание какого-либо события создает у ребенка напряжение, которого рекомендуется избегать. Не надо волновать малыша заранее и сообщать о предстоящем событии.
Эти советы помогут создать для ребенка щадящий психологический и речевой режим.
Невроз - заболевание, которое невозможно предугадать. Профилактики этого заболевания быть не может. Однако родителям и членам семьи всегда следует помнить, что ребенок - очень чувствительный организм. Неврологическая реакция на сильные переживания, стрессовые ситуации, критическое отношение окружающих, поведение взрослых, может привести к неврозам и речевым нарушениям, основанным на страхе, волнении, неуверенности в себе.
Будьте внимательны к своему малыш и обстановке, в которой он развивается.