Питаемся правильно, вкусно и полезно
«Мы то, что мы едим» - говорили древние греки. А наши предки были более конкретны: «Где пиры да чаи, там и немочи», «Наши деды ели просто и жили лет до ста», «Диета - первое лекарство», «Много есть - невелика честь», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле», «Чем меньше для ребенка сегодня сладостей, тем больше для него завтра радостей», - можно продолжать до бесконечности.
Как вы думаете, почему такое внимание наши бабушки и дедушки уделяли умеренному питанию? Да потому что навыки полноценного питания, закладываемые в раннем детстве – это фундамент здоровья на всю жизнь.
Врач – диетолог ООО МНПК «Вяткабиопром» Носкова О.Ю.:
- Питание детей дошкольного и школьного возраста, так же как и питание людей всех возрастных групп, должно соответствовать основным принципам рациональности и сбалансированности:
- способствовать восполнению энергии, затраченной организмом. Никаких запасов!
- сочетание белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и т.д, которое достигается разнообразием продуктов.
- оптимальный режим питания для детей - не менее 4-5 раз в день, интервал между приемами пищи не более 4 часов.
Основные группы традиционных продуктов.
1. Мясо и мясопродукты, рыба, морепродукты, молоко и кисломолочные продукты, сметана, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, витаминов А, Д, группы В, микро- и макроэлементов.
Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину, телятину, курицу, индейку, кролика. Субпродукты (печень, почки, язык и т.д.) необходимо включать в рацион не менее 1 – 2 раз в неделю. Употребление колбас и колбасных изделий свести к минимуму.
Среди рекомендуемых рыб: треска, минтай, хек, навага, судак и др. Рыбные деликатесы (консервы, икра, соленая рыба) содержат много соли и оказывают раздражающее действие на слизистую желудка, поэтому включать их в рацион питания лучше изредка и в небольших количествах.
Молоко и кисломолочные продукты должны присутствовать в рационе ежедневно, в т.ч. продукты, обогащенные бифидо- и лактобактериями. Не реже чем через день обязательно включать сметану, творог, сыр.
2. Овощи, зелень, фрукты, ягоды – важные источники углеводов, в т.ч. пищевых волокон, необходимых для нормальной работы пищеварительного тракта, витаминов С, Р (биофлавоноидов), бета–каротина, калия, микро- и макроэлементов.
Дети должны получать свежие фрукты и ягоды каждый день, пить плодовоовощные соки, желательно с мякотью. Мамам можно побаловать деток супами, салатами, овощными рагу, пюре, запеканками и др.
3. Хлеб, хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия обеспечивают организм углеводами, в т.ч. пищевыми волокнами, растительными жирами, витаминами Е, В1, В2, РР, магнием и др. Желательно кушать не только ржаной и пшеничный, но и хлеб грубого помола, с отрубями, зерновой и др. Из круп предпочтительнее греча, овсянка, ячневая крупа, пшеничная. Макаронные изделия из твердых сортов пшеницы рекомендуется включать не чаще 2-3 раз в неделю.
4. Ежедневная потребность в жирах может быть восполнена сливочным маслом (бутерброды), употреблением различных нерафинированных растительных масел для заправки салатов, винегретов.
5. Бобовые изделия, богатые растительным белком, витаминами В1, В2, РР, фолиевой кислотой и микроэлементами, должны периодически быть в рационе детей (в свежем и отварном виде, в супах).
6. Сахар и кондитерские изделия для школьников различных возрастных групп также следует включать в рацион, предпочтение лучше отдать пастиле, зефиру, мармеладу.
Детям дошкольного возраста не рекомендуются ряд продуктов: копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта баранины, говядины, свинины, шоколад и шоколадные конфеты, черный перец, хрен, горчица.
Особенности кулинарной обработки.
Если в питании школьников жареная пища нежелательна (не чаще 1-2 раз в неделю), то для детей дошкольного возраста обжаривание исключается; мясо и птицу лучше готовить в рубленом виде, а не кусочками, делать пудинги и запеканки, рыбу от костей очищать обязательно.
К сожалению, даже питание в домашних условиях с учетом указанных требований к приготовлению еды не всегда спасает от такой патологи веса, как ожирение.
Вера Викторовна Шипицына, врач по спортивной медицине, АНО «Кировский врачебно-физкультурный диспансер»:
- Об ожирении можно говорить, если массу тела составляет более 25% жира у мальчиков и более 32% у девочек. Хотя детское ожирение часто определяется как нарушение соотношения веса/роста, превышающее идеальную массу тела на 20%, более точным показателем полноты следует считать толщину кожных складок.
Полнота и ожирение вызывают у ребенка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом II типа, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьезными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы.
Ожирение у детей вызвано целой совокупностью причин, однако самая главная из них - несоответствие энергии, получаемой из пищи, той, что растрачивается организмом. Решать проблему необходимо комплексно. Например, соблюдение программы тренировок или увеличение физической активности позволяет сжечь лишние калории, увеличить расход энергии и поддерживать приобретенную форму. Большинство исследований детского ожирения показали, что тренировки не приносят ощутимого результата, если не сочетаются с другой формой вмешательства, например, диетологическим воспитанием или изменением поведенческих стереотипов. Фитнесс приносит дополнительную пользу здоровью. Даже если телесный жир и вес тела ребенка не изменяются после спортивных упражнений трижды в неделю, подобные тренировки улучшают состояние крови и нормализуют давление.
Диетологическое воспитание (диета) как способ борьбы с лишним весом у детей не предполагает голодание или чрезмерное ограничение потребления калорий - такая стратегия лечения не только может вызвать стресс, но и негативно повлиять на рост ребенка, его представление о правильном питании.
Помните, что все хорошо в меру. Мы едим, чтобы жить, а не наоборот.