Вперед! В учебный год!
Чтобы новый учебный год не стал для Вашего ребенка стрессом, помогите ему заранее подготовиться к нелегкому переходному периоду.
Ирина Владимировна Тучкова, семейный психолог-консультант:
Лето – это время года, которое мы все ждем с нетерпением. Это время отдыха и отпусков, солнца и тепла, рыбалки и поездки на дачу, путешествий и ярких впечатлений. Во время летнего отдыха наиболее эффективно снимаются усталость и психологическая напряженность, накопившиеся за трудовой год, восстанавливаются силы и здоровье.
Если вы проводите отпуск всей семьей, то это замечательно. Семейный отдых – это всегда возможность ощутить единство семьи, лучше узнать своего ребенка, показать ему мир и научить чему-нибудь важному, интересному и полезному. Во время совместного отдыха обязательно фотографируйтесь, а потом печатайте фотографии и складывайте в альбом. В дальнейшем они помогут Вам и Вашему ребенку отвлечься в трудную минуту и набраться сил. Пусть Ваш ребенок возьмет с собой какой-нибудь «символ» того места, где Вы отдыхаете: камушек, ракушку, шишку и т.д. Это поможет ему в дальнейшем мысленно вернуться в это место и наполниться теми чувствами, которые он испытывал во время отдыха.
Чтобы новый учебный год не стал для Вашего ребенка стрессом, помогите ему заранее подготовиться к нелегкому переходному периоду. Специалисты утверждают, что именно это время является самым кризисным для детей и подростков, степень его напряжения можно сравнить с пребыванием космонавта в невесомости.
Если Ваш малыш после летних каникул идет в детский сад, то…
-
Приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе;
-
Обсудите с ребенком, что положительного есть в детском саду (друзья, игрушки, любимые занятия и т.д.);
-
Разрешите брать с собой любимую игрушку. Пусть она ходит вместе с ним ежедневно, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, Вы узнаете многое о том, как малыш себя чувствует в течение дня;
- Разрешайте после садика выплескивать свои чувства и эмоции, которые ему в течение дня приходится сдерживать в присутствии посторонних;
- Когда Вы уходите – расставайтесь быстро и легко, не затягивайте прощание;
- Поиграйте домашними игрушками в детский сад. Пусть какая-нибудь из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что она будет делать, как себя чувствовать, что говорить. Помогите малышу через игру решить его проблемы, найти друзей, стать более уверенным в себе;
- Создайте в семье благополучную, бесконфликтную обстановку. Постоянно говорите ребенку о том, что Вы его любите. Будьте внимательны и терпимы.
Если Ваш ребенок после летних каникул идет в школу, то…
-
За несколько дней укладывайте его спать пораньше, отучая от ночных бдений у телевизора или компьютера. В первые недели сентября особенно обратите внимание на здоровый полноценный сон, который является залогом не только нормального развития организма ребенка, но и хорошей учебы;
-
Вместе с ребенком выберете одежду, ручки, карандаши, тетради к новому учебному году. Превратите это в увлекательное мероприятие;
-
В конце лета организуйте вечеринку или семейную поездку на природу. Вместе с ребенком придумайте «ритуал» по прощанию с каникулами и встрече новой жизни в школе. Можно организовать совместную поездку на природу с одноклассниками Вашего ребенка и их родителями;
-
В первые недели сентября не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Чтобы адаптироваться к школе ему нужно время и у каждого ребенка этот процесс проходит по - своему. У первоклашек период адаптации длиться от 1,5 до 3 месяцев, у пятиклассников – месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели;
-
Если ребенок категорически отказывается идти в школу, то причиной может быть конфликт со сверстниками, учителями, неуверенность в себе, страхи и повышенная тревожность. Постарайтесь его понять, окружите заботой, вниманием и помогите решить его проблемы.
Андрей Петрович Злыгостев, врач-психоневролог МЦ "За Рождение":
Врач-психоневролог призван помогать детям и подросткам, которые столкнулись с различными психическими и психологическими проблемами.
- Начало учебного года – важный момент в жизни любого ребёнка. Для будущих первоклассников начало обучения особенно ответственно и волнительно. Как мы знаем, первое впечатление от «столкновения» с реалиями школьной жизни во многом определяет отношение ученика к школе, учителю, обучению на долгое время вперёд.
В поддержании у ребёнка позитивного отношения к учёбе неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
К сожалению, родители часто не могут объективно оценить состояние здоровья ребёнка, специфичность его деятельности и поведения (медлительность, расторможенность, гиперактивность) и предъявляют к нему завышенные требования, выражают недовольство оценками, считают, что он должен быть отличником и т.д. В итоге у ребенка резко падает уверенность в себе, снижается учебная мотивация, нарастает тревожность, появляется негативное отношение к школе, что может привести к ухудшению психического здоровья.
Как показывает врачебная практика, риск появления психических нарушений, связанных с учебной деятельностью, наименьший в семьях, где родители соблюдают несложные правила:
- обсуждают с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретился в школе, объясняют их необходимость и целесообразность;
- составляют вместе с ребёнком распорядок дня и следят за его соблюдением;
- не пропускают трудности, которые могут возникнуть в начале обучения, например, если есть логопедические проблемы, стараются их исправить;
- в каждой работе ребёнка находят, за что его можно было бы похвалить, поддерживают первоклассника в его желании добиться успеха;
- поддерживают в глазах ребёнка авторитет учителя, при появлении трудностей не стесняются обращаться к учителю за советом и консультацией;
- помнят, что учение – нелёгкий труд и создают ребёнку условия для полноценного отдыха и восстановления сил.
Светлана Николаевна Коротаева, врач-гомеопат "Гомеопатического центра" КОГУП аптеки №40:
Каждый год в конце лета дети начинают посещать детский сад, первого сентября школьники идут в учебные заведения. Это сложный период адаптации детей, период перехода из домашних условий в другую, незнакомую обстановку, или возвращение к школьной жизни. Меняется режим дня, формируется микроклимат в коллективе, возрастают требования к его самостоятельности и организованности. Для ребенка любого возраста – это стресс.
Адаптация должна проходить плавно, в это время лучше обеспечить щадящий режим ребенку, т.к. велика психо-эмоциональная нагрузка. Возрастает утомляемость, может проявляться отсутствие усидчивости и внимательности. В это время родителям нужно уделять больше внимания ребенку, соблюдать режим дня (как в детском саду и школе), организовать полноценный отдых, здоровый сон не менее 10 часов. Не нужно перегружать дополнительными требованиями и заданиями. В первом классе в сентябре-октябре никаких кружков и секций.
В период адаптации из-за стрессовой ситуации у детей наблюдается снижение иммунитета, увеличивается количество заболеваний вирусными инфекциями. Также наблюдается тревожность, нервозность. Полезно принимать успокаивающий сбор, отвар трав мяты, валерианы, пустырника, препарат «Шалун». Для укрепления иммунитета и профилактики вирусных заболеваний - ЭДАС -111, «Анаферон» (детский), «Афлубин», «Энгистол». Не забывайте включить в рацион поливитамины для детей.
При обнаружении симптомов таких состояний у Вашего ребенка – обращайтесь для консультации в «Гомеопатический центр» КОГУП аптеки №40 к специалистам, где вам составят индивидуальную программу профилактики и лечения.
Рекомендации по выбору очков для детей дает специалист фирмы "Оптика-сервис":
Перед началом учебного года родителям следует задуматься, что необходимо подобрать будущему школьнику правильные, безопасные и удобные очки. Рекомендации по выбору очков для детей дает специалист фирмы «Оптика-сервис».
Самая главная характеристика при выборе линз для очков - это их травмобезопасность. Сейчас имеются полимерные материалы, прочность которых в разы выше стекла и даже обычного пластика, это трайвекс и поликарбонат. Они надёжно защитят глаза ребёнка при ударе.
Очень важно обеспечить защиту глаз ребёнка от вредного воздействия ультрафиолета. По данным исследований до 80% вредного воздействия ультрафиолета накапливается человеком до восемнадцатилетнего возраста, что позже приводит к развитию катаракты и ряда других заболеваний. Поэтому даже детям, которым не нужны диоптрийные очки рекомендуется носить солнцезащитные очки с ультрафиолетовой защитой.
В мастерской фирмы «Оптика-сервис» имеется прибор, который определяет пропускание ультрафиолетовых лучей через линзу. Поэтому в нашем ассортименте нет таких линз, которые не защищали бы от ультрафиолета.
Ещё одним аргументом в пользу пластиковых линз является обеспечение минимального давления очков на детский носик-курносик. Удельный вес пластика в 2-3 раза меньше, чем у стекла. Линзы, изготовленные из высокоиндексного материала с применением асферического дизайна, вдвое тоньше стеклянных линз и линз из обычного пластика, что облегчает конструкцию очков.
Также желательно выбирать легкую оправу, лучше титановую, которая к тому же обладает гипоаллергенностью и памятью формы.
Для более надёжной фиксации очков на голове ребёнка служат более длинные пружинные заушники и специальные насадки (стопперы).
Для консультации по подбору очков в фирме «Оптика-сервис» ежедневно работает кабинет врача.