Добрый день, уважаемые мамы. В своей небольшой статье я хочу рассказать вам о том, с чего начинается у детей познание мира и обучение тому, как думать и решать свои задачи, напомнить вам о том, что вы и так знаете и храните в своей душе.
Наш центр прикладной психологии «Град-Вятка» занимается восстановлением и изучением психологии, как науки о душе, много берет из знаний народной психологии, обычаев народа и обрядов, которые изучает. Поэтому писать о малыше, я буду исходя из народного мировоззрения, в котором человека видят душой, телом и духом, которые пришли на эту землю, чтобы учиться и решать свои задачи. Отдых, игры, дела, наше поведение – все является игрой и одновременно учебой для нас и нашей души, для её совершенствования и проявления в этом мире. Сначала она учиться проявляться через тело и двигаться, затем познавать мир, как-то проявлять себя в нем, через личность или напрямую, потом обретать совершенство и раскрывать себя через творчество. Учеба же наша начинается с прихода на землю, а возможно даже ещё в утробе, и конечно же взрослые или те, кто постарше, могут помочь ребенку в этой учебе и принять в ней непосредственное участие. Наши бабушки и мамы, начинали малышу помогать учиться и осваивать мир с пестушек и потешек. Мы сейчас тоже используем их, хотя стали забывать звучание многих из них. Поэтому я немного напомню вам о них, чтобы осозналась вся их важность и нужность в воспитании наших детей. Слово пестушки произошло от слова пестовать, нянчить, воспитывать и растить. А потешки – забавлять, потягать, успокоить, отвлекать, ласкать. Основная их задача – научить малыша родному языку, обычаям своего народа, движениям и верному видению и восприятию мира, умению думать и решать задачи. Во время пестушек и потешек, с ребенком играли и одновременно подправляли его тело, правили и обучали уму-разуму. Когда произносили пестушки - гладили, выпрявляли тельце, растягивали ручки, ножки, спинку. Одновременно рассказывали о том, как устроена жизнь, образ мира, и сам человек. Обучали простым образам мира и взаимодействия в нем. Я приведу некоторые примеры пестушек и потешек, из книги Г.М. Науменко «Этнография детства», Москва, 1998 г: *** Потягушечки, да порастушечки, мои дорогушеньки! Расти Ваня большой, да не будь лапшой! Когда вырастешь большой, будешь бегать да ходить, Ручки в пазушке носить, маме да папе прянички дарить! (Архангельская область) *** Потягушечки, порастушечки, вдоль да поперек толстушечки! Ручки-хватушечки, ножки – ходушечки, в роток – говорок, а в головку – разумок! (Белгородская область) *** Гургкуй, гургуй мой сыночек! Гуркуй, гуркуй, гуруночек! Будешь гурку-гурковать, буду кашечкой питать! *** Потягу-ушечки, да расту-ушечки! Растянитесь ножки, вырастайте ножки, Да побегу-ушечки- не кривы, а прямы! (Грузия, духоборы) *** А ну-ну, Ванечка, не плачь, испеку тебе калач. Ну-ну, не завой, испеку тебе другой. Ну-ну, не реви – испеку тебе три! Если понимаешь по русски – не кричи! А то вон Бука идет, тебя в мешок посадит и унесет. Не плачь, от Буки не спрячешься! (Краснодарский край) *** Свята-Божья водичка, умой Ване личико: Чтоб глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок! Чтобы у Вани голова была кругленькая. Чтоб как с гуся вода, так в Вани худоба! Чтобы жил и никогда не хворал! Расти большой и будь умной! (Волгоградская область)
Когда ребенок подрастал и начинал осваивать мир, то его остерегали, и он становился более осторожным и осмотрительным во время прогулок.
*** Кыш, кыш, ком, не ходи Ваня, лужком! Тебя кони залягают, коровы забодут, Маленькие телятки на рожках унесут! (Архангельская область) *** Уж ты, крошка моя, не ходи туда одна! Там мышки сидят, горностайчики сидят, Тебя, внученька, съедят! *** Когда играют с малышом, то рассказывают ему: Тут лес, тут поляна, тут бугор, тут яма, тут грудь, тут живот, тут сердце живет! В это время прикасаются к его волосикам на головке, ко лбу, к носу, ко рту, к груди, к животу и прижимают ладонью место, где сердце. Обучение счету начинали на пальчиках ладошки: Пальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем печь топил, С этим братцем печь топил, С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел, Песни пел и плясал, родных братьев потешал! Один пальчик, два пальчика, три, с этим пальчиком четыре, а всего пальчиков- пять! Когда наигрались, то укладывали спать: Этот пальчик хочет спать! Этот пальчик прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул! Этот пальчик – уже уснул, А ты братец, не шуми, пальчики не разбуди. (Свердловская область) Пестушек, потешек и приговорок было в народе огромное множество. Какие-то были пронизаны молитвами, какие-то заговорами и чародейскими образами, но все они показывают какой любовью, нежностью и заботой были окружены маленькие дети, сколько душевных сил и терпения отдавалось им, чтобы вырастить и воспитать, несмотря на все тяготы жизни. Все это воспитание было естественно, играючи и подсказывалось самой жизнь. В любом возрасте, во время любого события, люди видели, что нужно сказать и чему нужно обучить своего ребенка. Сейчас мир в чем-то изменился и слова могут быть другими в зависимости от условий и событий, о которых вы хотите рассказать своему малышу. Но если вы будете думать, как обучить его, как предостеречь от ошибок и как научить думать самостоятельно, то вы обязательно скажете все, что будет для него важно. Обычаи нашего народа живут в нашей душе и заглядывая в неё, вспоминая то, как воспитывали нас, мы сможем восстановить лучшие образы воспитания, сможем научить своих детей думать и воплощать задуманные мечты! Возможно, и сами сможем по-другому увидеть и понять мир, в котором живем, увидеть и понять людей, которые встречаются нам в жизни. Директор ЦПП «Град-Вятка», Зверева Наталья Валентиновна.
|