НовостиФорумВопрос к специалистуКонкурсыАфишаВсё о нас
 

Как научить ребенка думать и видеть мир, в котором ему предстоит жить?

25.05.2010 14:47

Советы этно-психологаДобрый день, уважаемые мамы.
В своей небольшой статье я хочу рассказать вам о том, с чего начинается у детей познание мира и обучение тому, как думать и решать свои задачи, напомнить вам о том, что вы и так знаете и храните в своей душе.

Наш центр прикладной психологии «Град-Вятка» занимается восстановлением и изучением психологии, как науки о душе, много берет из знаний народной психологии, обычаев народа и обрядов, которые изучает. Поэтому писать о малыше, я буду исходя из народного мировоззрения, в котором человека видят душой, телом и духом, которые пришли на эту землю, чтобы учиться и решать свои задачи.
Отдых, игры, дела, наше поведение – все является игрой и одновременно учебой для нас и нашей души, для её совершенствования и проявления в этом мире.
Сначала она учиться проявляться через тело и двигаться, затем познавать мир, как-то проявлять себя в нем, через личность или напрямую, потом обретать совершенство и раскрывать себя через творчество.
Учеба же наша начинается с прихода на землю, а возможно даже ещё в утробе, и конечно же взрослые или те, кто постарше, могут помочь ребенку в этой учебе и принять в ней непосредственное участие.
Наши бабушки и мамы, начинали малышу помогать учиться и осваивать мир с  пестушек и потешек.
Мы сейчас тоже используем их, хотя стали забывать звучание многих из них. Поэтому я немного напомню вам о них, чтобы осозналась вся их важность и нужность в воспитании наших детей.
Слово пестушки произошло от слова пестовать, нянчить, воспитывать и растить. А потешки – забавлять, потягать, успокоить, отвлекать, ласкать.
Основная их задача – научить малыша родному языку, обычаям своего народа, движениям и верному видению и восприятию мира, умению думать и решать задачи.
Во время пестушек и потешек, с ребенком играли и одновременно подправляли его тело, правили и обучали уму-разуму. Когда произносили пестушки - гладили, выпрявляли тельце, растягивали ручки, ножки, спинку. Одновременно рассказывали о том, как устроена жизнь, образ мира, и сам человек. Обучали простым образам мира и взаимодействия в нем.
Я приведу некоторые примеры пестушек и потешек, из книги Г.М. Науменко «Этнография детства», Москва, 1998 г:

***
Потягушечки, да порастушечки, мои дорогушеньки!
Расти Ваня большой, да не будь лапшой!
Когда вырастешь большой, будешь бегать да ходить,
Ручки в пазушке носить, маме да папе прянички дарить!
(Архангельская область)

***
Потягушечки, порастушечки, вдоль да поперек толстушечки!
Ручки-хватушечки, ножки – ходушечки, в роток – говорок, а в головку – разумок!
(Белгородская область)

***
Гургкуй, гургуй мой сыночек! Гуркуй, гуркуй, гуруночек!
Будешь гурку-гурковать, буду кашечкой питать!

***
Потягу-ушечки, да расту-ушечки!
Растянитесь ножки, вырастайте ножки,
Да побегу-ушечки- не кривы, а прямы!
(Грузия, духоборы)

***
А ну-ну, Ванечка, не плачь, испеку тебе калач.
Ну-ну, не завой, испеку тебе другой.
Ну-ну, не реви – испеку тебе три!
Если понимаешь по русски – не кричи!
А то вон Бука идет, тебя в мешок посадит и унесет.
Не плачь, от Буки не спрячешься!
(Краснодарский край)

***
Свята-Божья водичка, умой Ване личико:
Чтоб глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Чтобы у Вани голова была кругленькая.
Чтоб как с гуся вода, так в Вани худоба!
Чтобы жил и никогда не хворал!
Расти большой и будь умной!
(Волгоградская область)


Когда ребенок подрастал и начинал осваивать мир, то его остерегали, и он становился более осторожным и осмотрительным во время прогулок.

***
Кыш, кыш, ком, не ходи Ваня, лужком!
Тебя кони залягают, коровы забодут,
Маленькие телятки на рожках унесут!
(Архангельская область)
***
Уж ты, крошка моя, не ходи туда одна!
Там мышки сидят, горностайчики сидят,
Тебя, внученька, съедят!
***
Когда играют с малышом, то рассказывают ему:
Тут лес, тут поляна, тут бугор, тут яма, тут грудь, тут живот, тут сердце живет!
В это время прикасаются к его волосикам на головке, ко лбу, к носу, ко рту, к груди, к животу и прижимают ладонью место, где сердце.
Обучение счету начинали на пальчиках ладошки:
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем печь топил,
С этим братцем печь топил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел,
Песни пел и плясал, родных братьев потешал!
Один пальчик, два пальчика, три, с этим пальчиком четыре, а всего пальчиков- пять!
Когда наигрались, то укладывали спать:
Этот пальчик хочет спать! Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул!  Этот пальчик – уже уснул,
А ты братец, не шуми, пальчики не разбуди.
(Свердловская область)
Пестушек, потешек и приговорок было в народе огромное множество. Какие-то были пронизаны молитвами, какие-то заговорами и чародейскими образами, но все они показывают какой любовью, нежностью и заботой были окружены маленькие дети, сколько душевных сил и терпения отдавалось им, чтобы вырастить и воспитать, несмотря на все тяготы жизни.
Все это воспитание было естественно, играючи и подсказывалось самой жизнь. В любом возрасте, во время любого события, люди видели, что нужно сказать и чему нужно обучить своего ребенка.
Сейчас мир в чем-то изменился и слова могут быть другими в зависимости от условий и событий, о которых вы хотите рассказать своему малышу. Но если вы будете думать, как обучить его, как предостеречь от ошибок и как научить думать самостоятельно, то вы обязательно скажете все, что будет для него важно.
Обычаи нашего народа живут в нашей душе и заглядывая в неё, вспоминая то, как воспитывали нас, мы сможем восстановить  лучшие образы воспитания, сможем научить своих детей думать и воплощать задуманные мечты!
Возможно, и сами сможем по-другому увидеть и понять мир, в котором живем, увидеть и понять людей, которые встречаются нам в жизни.
Директор ЦПП «Град-Вятка», Зверева Наталья Валентиновна.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:


Обсудить в форуме. (0 комментариев)