1 класс. Готовим к школе
Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего необходимого". Однако, просто одеть ребенка в красивую школьную форму и дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж недостаточно - для успешного начала школьной жизни почти каждому ребенку необходима подготовка. Учить учиться
Для 7-летнего ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще и выполнять домашнее задание. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка.
Все вокруг говорят о «психологической готовности к школе». Что это, собственно, такое? Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться - две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).
- Но это еще не все...
- Не менее важной является потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, - говорит частнопрактикующий психолог Инна Абрамова. - Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.
Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше.
Школы развития
Подготовка к школе, в том числе и интеллектуальная, по мнению психологов, должна начинаться даже не за год до школы, а года за 2-3, как минимум. Именно этого периода бывает достаточно, чтобы родители не спеша смогли выяснить, все особенности в развитии и пристрастии своего малыша.
Большинство кировских развивающих школ предлагают программы раннего развития уже начиная с 3-4-летнего возраста. Чему можно учить таких крох? С 3 до 5 лет - азам чтения и математики, развивать речь, заниматься разнообразными видами творчества, в том числе проводить и музыкальные занятия, занятия с психологом. С 5 до 7 лет к этим предметам добавляют грамматику русского языка, письмо и английский язык.
Главная задача таких занятий - приобретение навыков, умений и знаний, необходимых для успешной адаптации ребенка к школьной жизни, создание здорового настроя перед школой, при котором ребенок стремился бы к знаниям, умел сотрудничать в коллективе, не боялся плохих отметок и знал, что родители всегда будут любить его в независимости от оценок.
Школы развития становятся выходом для семьи, в которой оба родителя уделяют много времени работе и у них нет времени на личные развивающие занятия с собственным чадом, а также их подбор.
Светлана Новоселова, директор детского центра развития «Успех»:
Первый класс для современного ребенка начинается с собеседования, особенно, если это лицей, гимназия или школа с каким-нибудь уклоном. Для любого ребенка — это немалый стресс, к которому он не готов. Ребенок теряется в незнакомой обстановке, не может сосредоточиться, и справиться с заданием, дает ошибочные ответы на поставленные вопросы
Центры развития, в частности наш детский клуб «Успех», подготовит ребенка к школе не только интеллектуально, но и эмоционально (научит устанавливать и налаживать контакт в коллективе детей и взрослых, например). Наши педагоги выясняют проблемы каждого малыша и именно с ними и работают. Задания подбираются с учетом психофизических особенностей дошкольников и были неоднократно апробированы в практической работе.
Нередко родители считают центры развития — роскошью, предполагая, что они сами в состоянии научить ребенка всему. Но, во-первых, знать — это одно, а правильно научить, это совсем другое. К тому же, далеко не каждый родитель имеет специальное педагогическим образованием, а также достаточно времени для систематических занятий. Многие родители это понимают и поэтому приходят к нам.