Ребенок и компьютер. Кто кого?
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Большинству родителей нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а спокойно сидят дома за компьютером. Но взрослые, порой, не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из Всемирной сети. Родители не догадываются, что компьютер начинает их зэмоционально заменять, он влияет на ребенка, как няня, он становится больше чем просто игрушка и источник знаний, особенно это проявляется, если родители много работают.
Встревоженные мамы и папы начинают переживать, что ребенок с головой ушел в компьютер. Педагоги обвиняют компьютер в том, что у детей падает уровень текстового мышления, то есть дети не могут адекватно пересказывать тексты. Врачи также ругают компьютер за то, что он портит здоровье ребенка. Масла в огонь добавляют исследования ученых, которые очень противоречивы.
Почему же именно компьютер вызывает такую бурю эмоций? Скорее всего потому что большинство публикаций носит «черно-белый» характер - компьютер или друг, или враг, третьего не дано. Хотя в действительности, как и в любой другой ситуации, нужно всего лишь найти «золотую середину».
Хорошо
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка проще привлечь к игре, чем заставить учить по книжкам алфавит, или распозновать фигурки.
Компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление и зрительно-моторную координацию. А также учат классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации. Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он помогает развить его творческие способности, открывает перед ним более интересный мир, которого он не знал. Но при одном условии – если родители будут знать компьютер или вместе с ним будут обучатся ему; помогут ему найти сайты о животных, природе, технике, обо всем, что ребенку интересно. Нужно показать ребенку, что с помощью компьютера можно рисовать, играть, писать письма, искать друзей, нужную информацию. Дружно они могут участвовать в конкурсах, или создать собственный сайт.
Современные обучающие технологии, доступны многим и с каждым днем все доступнее, интернет проникает все глубже в нашей стране, вне зависимости от того, проживает ли он в Москве, Токио или маленьком городе. Существует множество специальных обучающих программ. Замечено, что многими навыками – счета, чтения, чтения географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. Но это все с одной стороны.
С другой стороны, родителям нужно познакомиться с компьютерными играми и не допускать в дом игры из серии «стреляй-убивай». Нужно соблюдать элементарные правила безопасности работы за компьютером и обучиить их ребенка,чтобы не портилось зрение, и не искривлялся позвоночник. Нужно показать ребенку, что компьютер – умный помощник человека, он таким и будет для наших детей. В противном случае, компьютер может заменить ребенку реальную жизнь, научит его жестокости, выльет на него море грязной информации, покажет мир насилия и ужасов.
Плохо
Плохо то, что при несоблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые и замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Есть множество опасностей, подстерегающих ребенка, приобщившегося к компьютеру. У него наруется общение с другими детьми и взрослыми, и перенапряжение глаз, и ожирение, – можно перечислять много еще чего. Есть одна и самая пугающаяся, это уход ребенка в виртуальный мир, подмена реальной жизни на вируальную, и вот тогда возникает компьютерная зависимость, это происходит когда время проведенное вдали от компьютера считается потерянным, и когда большую чатсьв ремени ребенок или взрослый, пытается проводить возле компьютера.
Инна Абрамова, частнопрактикующий психолог:
- В чем суть этих противоречий? Компьютер, как и любой предмет нашего мира может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, кто им пользуется и какую роль в жизни человека он занимает. На мой личный взгляд, это новое явление для большинства взрослых. Примерно также, лет 50 назад, относились к телевидению, думая, что от него будет много бед. Сейчас телевизор стал обычным делом, и все теперь понимаю что нужно выбирать правильные программы для своих детей и соблюдать основные правила безопасности.
Так же и с компьютером. Почти все проблемы, которые приписывают к компьютеру, могут быть перенесены на другие жизненные явления. Например, чтение – тоже “сидячая деятельность”. Оно часто также отрицательно влияет на зрение, может способствовать ожирению. Дети, которые часто читают и остальным видам деятельности предпочитают чтение книг, часто бывают неловкими и неумелыми.
Ситуация заключается в том, что для ребенка компьютер это повседневная вещь, а для взрослохо это новое явление. Это соответствует его технологичской эпохе, и это очень важная человеческая потребность, и здесь не учитывается, хотят этого взрослые или нет.
В действительности, нужно смотреть – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Исследования показывают, что интернет служит для общения с ровестниками и лишь для некоторых местом для ухода из реальности. “Компьютерная зависимость” проявляется, у тех, кто испытывает трудности в общении, не очень увеных в себе, им сложно наладить нормальное общение с другими. Эти люди уходят в мир фантазий или максимально ограничивают свою жизнь.
Инна Абрамова, частнопрактикующий психолог:
- Компьютер неспеша становится обычным атрибутом быта – таким как телевизор или телефон. Поэтому, не следует ограничивать общение ребенка с ним. Лучше направить силы на развитие ребнка, на то, чтобы ему не надо было «уходить от действительности», на то, чтобы компьютер в его жизни занял нужное место, вместе с общением с друзьями, музыкой, чтением книг, прогулками.
В идеале знакомство с «умной техникой» должно состояться не раньше 8–9 лет. Вашему ребенку могут понадобится самые обычные программы (Word, Excel, Internet Explorer или другой веб-браузер), чтоб общатся с однокласниками и выполнять домашние задания. Если вы не относитесь к продвинутым пользователям, то приобретите специализированную литературу, как для ребенка, так и для себя. Впервое время сидеть за компьютером желательно 20 минут, для детей 6–7 лет – 15 минут, для подростков (12–15 лет) – полчаса. Каждый месяц время за монитором можно продлевать на 5–10 минут, доводя до 1,5–2 часов в день. Оптимальный график для ребенка: 15 минут работы и 10-минутный перерыв (и не у телевизора или с книжкой на диване!).
Техника компьютерной безопасности
-
Не экономьте на качестве. ЖК-монитор – это не роскошь, а инвестиция в здоровье семьи. Не собирайте дорогой компьютер, спросите совета у своих знакомых, кто в них понимает, продавцы в магазине не всегда советуют то что вам надо. Определитесь для чего вы покупаите компьютер, и тогда вы сэкономите. Докупить к нему какие нибудь части, вы всегда сможете позже.
-
Не ставь те компьютер в детской, ведь возможно ваш ребенок будет играть в него ночью. Поставьте его в гостинной или там где вы сможете контролировать использование компьютера.
-
Обязательно договоритесь с ребенком, сколько времени он будет тратить на компьютер. Некоторые родители даже подписывают с ребенком "договор" и ставят на видное место , рядом с компьютером. «Я, нижеподписавшийся, обещаю, что буду работать за компьютером не более 1 часа в день и только после того, как сделаю всё домашнее задание…»
Скрытые угрозы:
-
Запретные сайты. Статистика свидетельствует: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией и эротикой в сети, 18% постоянно посещают запрещенные сайты, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь… Это все только десятая часть онлайн-информации, неподходящей вашему малышу по возрасту. В сети полно сайтов которые призывают к насилию, пропогондируют рассовую нетерпимость и жестокость.
Меры борьбы:
-
Самое главное – поддерживать доверительные отношения с ребенком и заранее расскажите ему о всемирной паутине, и о том с чем он сможет там столкнуться. Понятно ему обьясните, расскажите что интернет похож на наш мир, что в нем есть и светлые улицы и темные закаулки, где ему гулять не стоит. Сравните интернет с привычным ребенку миром, так он быстрее запомнил правила безопасности.
-
С ребенком до 10–12 лет в интернет ходите только вдвоем. Пусть он руководит всем, главное что вы контролируете что он делает там.
-
Если ребенок пользуется интернетом в одиночку, рассмотрите вариант программы конкретной фильтрации. На сегодняшний день известны такие интернет-няньки, как Голкипер, Panda Platinum Internet Security, Child Stop, Surf Watch, CyberSitter, Net Nanny. Если вы не приобрели такую программу, почаще просматривайте историю посещений («журнал») своего веб-браузера, чтобы узнать, какие сайты посещал ребенок.
-
Поставьте на компьютер какой-нибудь антивирус и смотрите чтоб он был всегда включен, когда включен интернет.
Нина Николаевна Анненкова, детский невролог:
- В 4-5 лет у ребенка полным ходом идет формирование личности. Именно в это время (если у вас дома есть компьютер и вы им активно пользуетесь) необходимо в игровой форме объяснять малышу простые вещи про компьютер и Интернет: его пользу и вред. Если сын или дочь слишком много проводят времени за компьютером, нужно отрывать их от этого занятия под любыми предлогами и отправлять проводить время с друзьями, дабы он не утратил коммуникативные навыки и умение сопереживать.
- Если ребенок воспринимает компьютер, как «технического» друга» - это нормально, а вот если, как единственное окно в мир — уже нет.