Режим школьника. Загрузить, но не перегрузить
Готовясь стать мамой в первый раз, многие женщины мечтают, как с первых же дней начнут развивать своего ребенка. "Мой сын раньше других научится читать и писать, причем желательно сразу на двух языках", - мечтают они, и скупают в магазинах кучу полезной и бесполезной литературы по раннему развитию.
Впрочем, когда рождается ребенок, первое время обычно нет сил, чтобы даже открыть полезную книжку, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда малышу исполняется 2-3 года и появляется немного свободного времени, родители, опомнившись, с двойным упорством начинают наверстывать упущенное.
Мой ребенок самый-самый!...
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях - эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Из-за такого объема информации на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, - куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, зачастую, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок проводит много времени в шумных и душных помещениях.
Родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научится читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия не всегда интересны, родители не всегда замечают. "Ничего страшного. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет", - говорят они и... серьезно заблуждаются.
Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате, до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже около 70% детей. В итоге к окончанию школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения - в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями - более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.
Но что же получается: не заниматься с ребенком вообще - плохо, много заниматься - тоже плохо. Как же найти ту «золотую середину», чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?
Елена Колчина, педагог-психолог:
Проблема школьных перегрузок остается "любимой мозолью" в современном образовании, и практически каждой семье приходится самостоятельно искать баланс между желаемым уровнем развития ребенка и его реальными возможностями. Признаками перегруженности ребенка могут быть:
1. Выраженные изменения в поведении и эмоциональном мире ребенка. С увеличением нагрузок он становится легко возбудимым, раздражительным, плаксивым или рассеянным, во время выполнения работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На занятии или уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше этого за ним не наблюдалось.
2. Нарушения сна (сон становится более поверхностный, чуткий, беспокойный, или, наоборот, чрезмерно глубокий, "мертвый").
3. Появляются постоянные, в том числе необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе, высказывания "всё надоело", "устал" и тому подобное.
4. Крайними проявлениями со стороны нервной системы могут быть тики, заикание, энурез.
"Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь"
Для дошкольника и младшего школьника оптимальным количеством кружков является не более двух, помимо основной учебно-образовательной нагрузки в школе или детском саду. Конечно, вопрос оптимальной нагрузки на ребенка сугубо индивидуален в каждом конкретном случае и зависит, прежде всего, от силы и уравновешенности нервной системы, особенностей протекания биоритмов ("жаворонок", "сова" или "голубь"), состояния здоровья и прочего. Если ребенок стал хуже выполнять задания, которые раньше делал с легкостью и безошибочно, не может запомнить простую инструкцию (при отсутствии других стрессовых факторов), значит, родителям нужно серьезно задуматься над целесообразностью посещений дополнительных учебных занятий, даже если это единственный кружок, который посещает ребенок.
Перегрузки - удел в первую очередь тех детей, кто посещает детский сад или учится в школе повышенного уровня, поэтому желательно, чтобы дополнительные кружки не дублировали учебную программу и не опережали ее, а находились в той зоне, которой в образовательном учреждении уделяют меньше внимания и времени, например, спортивные или художественно-эстетические занятия. Главным же критерием выбора подобных кружков должен служить живой интерес и желание ребенка заниматься конкретным видом деятельности.
Режим дня
К сожалению, для всех детей невозможно подобрать какой-то универсальный режим дня, но, придерживаясь простых правил, родители могут вовремя избежать перегрузок нервной системы или сгладить имеющиеся проявления:
- соблюдайте рекомендации педиатров по построению оптимального режима дня ребенка (сон не меньше 9-10 часов, чередование различных видов деятельности в течение дня, соблюдение режима проветривания помещения);
- для достижения оптимального психологического самочувствия ребенка крайне важна позитивная атмосфера в семье, чему очень способствует соблюдение различных семейных "ритуалов" (например, вечерние чаепития, когда все члены семьи обсуждают события дня в дружелюбной теплой атмосфере, или совместные прогулки по выходным дням);
- один день или вечер в неделю должен быть полностью свободен от учебных заданий. И это время желательно посветить совместным играм с ребенком, прогулкам или просмотрам кинофильмов, обсуждением планов на ближайшие дни;
- у ребенка обязательно должно оставаться "личное" время, которое он может по своему усмотрению занять свободными играми, рисованием, играми со сверстниками;
- и самое главное, - в наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки не зависело наше отношение к ребенку как к личности, и уровень его самоуважения.
Профилактика перегрузок
Даже несмотря на то, что ваш малыш на сегодняшний день справляется со всеми нагрузками, это не значит, что и в дальнейшем все будет точно так же. Поэтому, что бы вашему ребенку были не страшны перегрузки, есть смысл прислушаться к рекомендациям специалистов.
Юлия Попова, врач-офтальмолог:
Дошкольный возраст (3-7 лет) характеризуется быстрым ростом рефракции и аккомодизации. Поэтому ранние зрительные нагрузки и нарушение гигиены зрения приводят к раннему развитию миопии. Для того, чтобы этого не произошло, следует соблюдать определенные правила профилактики.
В первую очередь, посадка. Парта или стол должны соответствовать росту ребенка. За партой он должен сидеть, опираясь ногами о пол или подножку парты. Высота стола должна быть такая, чтобы во время письма обе руки свободно лежали на его поверхности. Расстояние от глаз до книги, лежащей на столе, должно составлять 30-40 сантиметров (длина от кончика среднего пальца до локтя).
Освещение. Лучше всего — это естественное освещение, конечно. Стол должен стоять ближе к окну, свет падать слева (не стоит закрывать его занавесками). При искусственном освещении желательно использовать обычные лампы накаливания или люминесцентные лампы. Настольная лампа должна быть с абажуром, мощностью 65-70 ватт. Значительно влияет на зрение и качество учебников, книг (размер шрифта, белизна бумаги), и тетрадей.
Режим дня. Снижение зрения чаще начинается у детей, мало бывающих на свежем воздухе и ведущих малоподвижный образ жизни. Приходя из школы домой, ребенку необходимо 2-3 часа отдохнуть, и только после этого приступать к выполнению домашнего задания. Ученикам второй смены категорически запрещено выполнять домашние задания вечером, после школы.
Во время занятий необходимо делать 10-минутный перерыв через каждые 40-45 минут, чтобы глаза отдыхали. Просмотр телевизионных передач для учеников младших классов должен составлять не более 15 минут в день или 2-х часов в неделю (как правило, утомление глаз взрослого человека наступает уже на 60-й минуте просмотра ТВ). При этом, расстояние до экрана должно быть не менее 3-х метров.
Что касается компьютера, то многие родители уже в первом классе стараются купить его своему чаду, хотя серьезной необходимости в этом нет. Компьютер, как помощник в учебе становится нужен только в старших классах. Поэтому, для младших школьников вполне достаточно находится за компьютером (если он есть) 20-30 минут 2 раза в неделю.
Нина Михайловна Анненкова, детский невролог:
- Непременным условием для нормализации у ребенка нервной системы, является строгое соблюдение режима дня с точным распределением часов работы и отдыха, приема пищи и сна. При переутомлении ребенка, родителям важно более терпеливо относиться к ребенку, не допускать наказания за проявление нервозности и постоянных замечаний по этому поводу. Одно из главных «лекарств» при переутомлении — это полноценный, здоровый сон, во время которого нервные клетки восстанавливаются после дневных отрицательных эмоций. Причем, сон нужен не только ночной, но и дневной (1-2 часа). Ребенок должен спать в теплой, хорошо проветриваемой комнате, в полужесткой постели.
- Еще один фактор, серьезно влияющий на невротизацию малыша — это обстановка в семье. При любых обстоятельствах, она должна быть доброжелательной и доверительной. Не последнюю роль в профилактике неврозов и переутомлений играют и витамины, особенно весной. Высокий иммунитет залог хорошей работоспособности и устойчивости к стрессам.
- Закаливание, физические упражнения и игры на свежем воздухе дополнят картину профилактики. К тому же, мы все, а особенно наши дети, за долгую зиму так соскучились по солнечным лучам, что не стоит им запрещать получить первую дозу ультрафиолета в этом году. Для гиперактивных детей больше рекомендуются спокойные игры, а для медлительных и тихих, наоборот, подвижные (так как это их будет больше активизировать).
- Нужно отметить, что сегодняшние дети получают гораздо больший объем знаний, чем их сверстники в 80-90-х годах. В результате такой информационной перегрузки у малыша нередко наблюдается хроническое умственное переутомление, которое ведет к астенизации нервнопсихической сферы ребенка. Поэтому, родителям не стоит пренебрегать курсами подготовки к школе и студиями развития, а также, спортивными кружками и секциями, однако, соблюдая умеренность.
Здесь стоит отметить, что при первых признаках переутомления у вашего малыша, не нужно сразу бросаться к серьезным специалистам, вроде невропатолога или психиатра. Получить первые рекомендации и провести профилактические мероприятия вам поможет участковый врач-педиатр.
Наталья Наймушина, педиатр:
- Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, "с максимальной пользой". Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения. У ребенка обязательно должно быть свободное время. Свободное от всего: от сна, от домашних заданий, от тренировок и всевозможных развивающих занятий, даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению некоторых педиатров и невропатологов, не меньше 2-3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье - самый лучший отдых.
Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых просто не остается времени. Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тем самым вы никогда не отобьете у ребенка тягу к дополнительным занятиям и не расплатитесь здоровьем вашего малыша за весьма сомнительные успехи.