Роль лечебной физкультуры в закаливании детей
На вопросы родителей отвечает Шаромов Михаил Дмитриевич, врач по спортивной медицине и ЛФК "Кировского врачебно-физкультурного диспансера":
Родители нередко считают, что спорт и закаливание в полной мере доступны лишь для абсолютно здоровых, сильных детей. А ребенка ослабленного, больного следует, прежде всего, тщательно оберегать... Но без физических упражнений ребенок начинает отставать в развитии. Когда же начинаешь говорить с такими бдительными родителями, сразу выясняется, что они совсем не против физической культуры и закаливания, они понимают, что все это необходимо и полезно, но... «нашему нельзя. Стоит ему только немного побегать - вспотеет и заболеет».
И, тем не менее, поставить на ноги таких детей могут только разумные меры физического воспитания. Только начинать нужно с последовательного, осторожного и неукоснительного закаливания, массажа, гимнастики. С такими рекомендациями родители обычно соглашаются, но часто, увы, только «в теории»: тревоги и опасения, связанные с возможностью болезней, оказываются сильнее разумных доводов.
Движение - непременное условие нормального формирования и развития растущего организма, мощнейший биологический стимулятор, действие которого не заменить ни одним лекарственным средством. Даже в ходе лечения тяжелых заболеваний в больнице стараются ввести в режим элементы лечебной физкультуры. Она широко применяется в отделениях выздоравливающих после тяжелых травм и операций.
Болезнь нарушает нормальную жизнедеятельность организма, резко ослабляет его защитные силы, угнетает обменные процессы. Вся тактика врачей направлена на то, чтобы помочь организму ребенка справиться с причиной, вызвавшей болезнь, скорее ликвидировать последствия болезни. И в этом смысле физическая культура - важнейшее звено лечения. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что вынужденное отсутствие движений или ограничение подвижности, которое всегда сопутствует болезни, во многом определяет ее тяжесть. Состояние больного еще больше осложняется, если организм был и до болезни ослаблен тепличным воспитанием, малоподвижным образом жизни.
Особенно требуют проведения лечебной физкультуры следующие состояния: мышечная кривошея, пупочная грыжа, отставание в весе, частые респираторные заболевания, ожирение, нарушение осанки, искривление позвоночника, нарушение зрения, плоскостопие, врожденная косолапость. Программы составляются врачом по лечебной физкультуре по результатам диагностики состояния и физического развития ребёнка.
Где и как заниматься с детьми? Занятия под руководством инструктора в медицинском учреждении и закрепление полученных навыков дома. В домашних же условиях - воздушные и водные процедуры, массаж и гимнастика для малышей первого года жизни, подвижные игры и тренировка двигательных навыков для дошкольников, утренняя гигиеническая гимнастика, элементы спортивных игр для школьников.
Необходимо подчеркнуть, что лечебная физкультура для больного ребенка также включает в себя организацию режима, при котором ребенок правильно питается, работает, возможно, больше двигается, играет, занимается посильным физическим трудом.
Применение мер закаливания и физического воспитания больных и ослабленных детей имеет свои противопоказания. Не следует проводить занятия с ребенком, у которого значительно повышена температура, в острый период болезни, во всех случаях, когда врачом прописан строгий постельный охранительный режим. Следует прекратить занятия лечебной физической культурой при гнойных заболеваниях, расстройствах желудочно-кишечного тракта.