Проблемы с речью
Отвечает логопед высшей категории Е.Н. Толстоброва:
Моему сыну 2 года, всё понимает, но говорит мало, не любит слушать книжки, смотреть мультики, не повторяет за мной слова, очень капризный. Что делать?
Во-первых, малыш должен усвоить слово «надо», т.е. после выполнения обязательных дел и заданий он получает поощрение (играй самыми любимыми игрушками, съешь что-то вкусненькое, побегай на улице).
Это необходимо, чтобы ребёнок был управляемым и чтобы можно было целенаправленно заниматься. Он не любит слушать сказки и не повторяет за взрослым слова? Значит, затрудняет восприятие речи и, как следствие, не развивается самостоятельная речь. Привлеките его внимание к тому, что слова состоят из частичек-слогов: похлопайте знакомые слова по слогам, пошагайте на каждый слог, поскладывайте кубики, произнося слова по слогам. Поиграйте в звуки: Пароходик гудит «У-У», милиция едет «АИ-АИ», водичка свистит «С-С», паровоз пыхтит «Ч-Ч». Такие задания помогут привлечь внимание к звукам и слогам, научат воспринимать речь и будут способствовать развитию собственной речи ребёнка. Запишитесь на консультацию к логопеду и вам посоветуют упражнения, эффективные именно для вашего малыша.
Дочке 5 лет. Не любит рассказывать, коверкает фразы и слова, не произносит звук «Р», пробую учить читать – ничего не получается. Как с ней позаниматься?
У девочки снижен фонематический слух. Поэтому её затрудняет восприятие и воспроизведение сложных слов, грамматических оборотов. Также присутствует слабость мышц языка, т.к. звук «Р» самый трудный. Полезно отхлопывание или отстукивание различных ритмов, различение с закрытыми словами различных неречевых звуков, а затем и речевых, отработка разных типов предложений. А также упражнения для подъёма языка: цоканье, покрасим потолок в ротике и др. Идеально позаниматься в вечерней логопедической группе по развитию речи и фонематического слуха и посещать индивидуальные занятия по коррекции «Р».