НовостиФорумВопрос к специалистуКонкурсыАфишаВсё о нас
 
Get Adobe Flash player

Вальдорфская школа: путь к гармоничному человеку

15.04.2009 08:36
Вальдорфская школаУ многих родителей «на слуху» такие названия альтернативных направлений педагогики, как «вальдорфская педагогика», «система Монтессори», «развивающее обучение». Однако, что они собой представляют, и уж тем более, чем друг от друга отличаются, большинство родителей имеют весьма смутное представление. А зря. Каждое из этих направлений заслуживает того, чтобы о нем рассказали, тем более, некоторые из них успешно существуют в Кирове более 10 лет.
Сегодня речь пойдет о вальдорфской школе. Согласитесь, школа, которая осуществляет свою деятельность почти 12 лет и исключительно по принципам вальдорфской педагогики, стоит того, чтобы о ней узнали.

1 урок в Вальдорфской школе

… Негосударственное образовательное учреждение «Наша школа», которая на практике воплощает все принципы Вальдорфской системы, находится в здании общеобразовательной школы №70, что на улице Ленина, 158а. Найти ее довольно просто, так как сложно перепутать в жилом массиве здание школы с обычным домом или госучреждением.

Крыло, в котором располагается «Наша школа», покажет любой ученик. Когда, вместо стерильно-белых дверей и однотонных стен коридора, начинаются двери с фигурными номерами, вырезанными из дерева, которые делают каждый класс неповторимым, понимаешь, что попал туда, куда нужно.

- Вы будете делать то же, что и все, - говорит мне Ирина Николаевна, когда захожу в 4 -й класс. Это вводит в легкий шок, - ведь неизвестно, что именно нужно будет делать, - но это хорошее начало. Гораздо проще один раз показать, чем бесконечно рассказывать.

Урок начинается с приветствия. Учитель приветствует своих учеников, а ученики — учителя, и в этом они равноправные участники диалога. Причем, настолько теплыми словами, что, несмотря на выученные и повторяющиеся фразы, это звучит искренне и нет ощущения «заезженности» фраз.

А теперь послушайте, что у нас будет на обед. И далее следует перечисление блюд.

После этой фразы всерьез начинаю жалеть, что мне не пришлось здесь учиться. На сколько бы веселее было идти утром в школу, зная, что урок будет начинаться с того, «что у нас сегодня на обед».

Непосредственно сами занятия начинаются с чтения. Один из учеников идет к учителю и читает вместе с ним. Остальные читают про себя, причем, каждый то, что хочет. Класс, в котором 11 человек вместе со мной, действительно сидит и читает, а не делает вид, что занят этим (это всегда заметно).

Нужно отметить, что домашней обстановку делает и тот факт, что любой ученик — если ему что-нибудь нужно (например, положить книгу на полку), может встать и сделать это. Для этого ему не надо делать лишние движения: поднимать руку, прерывать учителя, спрашивать. Это не означает, что ученикам разрешено все. Это значит, что формализм в классе сведен к минимуму.

Вслед за чтением следуют... стихи. И не просто стихи, а отрывок из «Старшей Эдды» про бога Тора (скандинавская мифология).Далее — начинается ритмическая часть. На ритмической части (логоритмика), играющей важную роль в начальной школе, происходит работа над образностью и выразительностью речи. Дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и скороговорки, делают различные ритмические упражнения, сопровождая их топаньем, хлопаньем, движениями.

Далее, главная часть основного урока. «Основной» - это значит, урок по тому предмету, какая «эпоха» сейчас идет.

Примечание. Формой организации учебного процесса в Вальдорфской школе является преподавание «учебными эпохами» (циклами «погружения»), каждая из которых длится от 2-х до 3-4-х недель. При этом занятия происходят интенсивно: ежедневно в рамках 2-х часов. Это позволяет глубоко погрузиться в учебное содержание, усиливает концентрацию учащихся и повышает учебную мотивацию. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует русский язык, потом опять математика, химия, физика и т.д. Как показывает практика, такая периодичность изучения предметов не ведет к забыванию, а, наоборот, способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, что сопровождается более прочными знаниями.

Описанные выше эпохи занимают в учебном расписании школы ежедневно место первых двух часов. Таким образом, главный урок – это первый урок каждого учебного дня.

На математике мы решаем различные задачи. Почему «мы»? Потому что, мне тоже интересно узнать сколько пар кошачьих лап увидит Маша, если она видит 6 пар кошачьих глаз. Или, через сколько часов обнимутся мама-слониха и сын-слоненок, если они сбежали из 2-х зоопарков, находящихся на расстоянии 240 километров друг от друга, и бегут навстречу друг другу со скоростью 20 и 10 километров в час соответственно.

В Вальдорфской школе до 7 класса нет оценок. А это значит, нет слез, переживаний, нет конкуренции между учениками и нет трагичного для малыша ощущения, что «все дети, как дети, а он — неудачник». Очень много зависит и от учителя. Ведь взаимопомощь у доски можно превратить в скрытое соперничество, а можно — и в действительную взаимопомощь. Бросается в глаза и то, что дети абсолютно не боятся находиться у доски, не боятся отстаивать свое мнение. Почему? Они не боятся ошибаться и быть высмеянными за это.

После главной части — музыкальная пауза, а в конце урока следует рассказ учителя, ориентированный на культурно-исторические или литературные темы. В начальной школе учитель рассказывает детям сказки, легенды и саги (в соответствии с учебной программой каждой классной ступени). В средних и старших классах в это время описываются конкретные исторические события, биографии известных людей.

Таким образом, смена деятельности во время основного урока – переход от ритмической части к интеллектуальной работе и далее к практической, а от нее к спокойной созерцательной во время рассказа учителя – избавляет от необходимости делить этот урок на части, так как при таком построении урока не происходит перегрузки детей.

Особенности

Особенностью методики, принятой в Вальдорфской школе, является обучение без балльных оценок. Достижения каждого ребенка оцениваются индивидуально и качественно, в соответствии с его возможностями и достигнутым уровнем развития. Главным мерилом на этом возрастном этапе является сам ребенок: его сегодняшнее состояние сравнивается с предыдущим; в соответствии с этим и оцениваются происходящие в нем позитивные или негативные изменения. Оценка существует лишь для учителя и используется для промежуточной и годовой аттестации учащихся.

В Вальдорфской школе нет общепринятых учебников. Для образовательной программы школы принципиальной является установка на то, что не учебники, а личность педагога оказывает на детей определяющее образовательное воздействие. Именно он в состоянии оживить и сделать интересным и доступным для детей любой материал.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что установка школы на «обучение без учебников» равнозначна идее «школы без книги». Нередко ученики, особенно начиная со среднего звена, прочитывают и перерабатывают больше текстовой информации, чем это принято при традиционном обучении, центрированном на учебник.

Приоритеты

Нужно отметить, что цель Вальдорфской школы — это гармоничная личность, которая умеет адаптироваться к любой жизненной ситуации и преодолевать любые трудности; не замыкаться на своем внутреннем мирке, а быть открытым внешнему миру во всем его многообразии. Ее отличие от обычной школы в том, что в Вальдорфской школе пытаются развить разностороннюю и самостоятельную личность, в то время как в общеобразовательной — главный упор делается на развитие интеллекта и подготовке к высшим учебным заведениям (и небезуспешно, надо отметить). В действительности, одно другому не противоречит, а является всего лишь расстановкой родительских приоритетов.





 
Интересная статья? Поделись ей с другими:


Обсудить в форуме. (0 комментариев)