Menu
A+ A A-

Центр развития «Монтессори». Педагогика сотрудничества

Центр развития МонтессориПод педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей, а также философия обучения в детских садах и школах. Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Ключевая особенность – это создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

История

Мария Монтессори -основательница одноименной педагогической системы, родилась в Италии и была первой итальянкой, окончившей в Италии университетский курс медицины с дипломом доктора. Работая в психиатрическом отделении госпиталя, Монтессори обратила внимание на так называемых "слабоумных" детей. В продолжение терапии она пришла к выводу, что эти дети вовсе не слабоумны, а лишь не получили никаких стимулов к развитию. Мария Монтессори разработала специальный учебный материал, чтобы стимулировать этих детей, который позже назвала "чувственным материалом". Через стимулирование чувственных ощущений детей удавалось пробудить любознательность детей и привлечь их внимание к педагогическому материалу. Результаты работы со "слабоумными" поражали, эти дети по многим параметрам превзошли "нормальных". Проанализировав полученный результат, Мария Монтессори переключилась на детей "нормальных" и в дальнейшем работала с ними. В 1907 Монтессори основала в одном из бедных районов Рима, Сан-Лоренцо, первый "Дом ребенка". В этом доме уличные дети из низших слоев общества в течение короткого времени овладевали чтением, письмом и счетом.

Суть педагогики

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставится во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего поколения. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Подготовленная среда

Подготовленная среда – важнейший и, пожалуй, самый дорогостоящий элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого

С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс, как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Роль взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Роль воспитателя

Сущность воспитания по Монтессори состоит в «помощи психическому развитию ребёнка». Ключевым является слово «помощь», именно оно определяет роль и позицию, занимаемую воспитателем по отношению к ребёнку.
Отличие педагогической системы Монтессори от традиционной состоит в том, что центр активности смещается с педагога на ребёнка. Монтессори-материал стимулирует детскую активность, а педагог становится посредником между средой (включающей материал) и ребёнком. Он является для ребёнка коллегой, партнёром, старшим товарищем.
Учитель не «следует на поводу» у ребёнка, а находится рядом с ним, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь или отступая на шаг назад и давая ребёнку возможность насладиться самой деятельностью.

Центр Монтессори в Кирове

К идеям Марии Монтессори российские педагоги проявили огромный интерес почти сразу же, начиная с 1910 года, и тут же принялись реализовывать их на практике. В 1910-1930-х гг. появляются первые российские курсы для педагогов, открываются детские сады, принявшие систему Монтессори. В Вятке также был организован Дом Монтессори, который функционировал даже тогда, когда в центре России это направление в педагогике было запрещено из-за усиления антидемократических тенденций в обществе.

В 1940-1980-х годах об идеях итальянского педагога в широких педагогических кругах надолго забыли. Однако, отдельные идеи все-таки получили развитие и применение: в частности , советских психологов заинтересовал метод сенсорного развития ребенка, методики развития речи, разработанные Марией Монтессори. С конца 80-х — начала 90-х Монтессори-движение с новой силой врывается в Россию. В начале 90-х годов прошлого столетия начали открываться Монтессори-группы в детских садах Москвы. Педагоги-новаторы ехали со всей России в Москву, Мюнхен, Амстердам...

В 1997 году, в Кирове, по инициативе и под руководством заведующей детским садом №197 Татьяны Витальевны Василискиной, которая успешно прошла обучение на первом в России Международном курсе по педагогике Марии Монтессори в Москве, была открыта первая Монтессори-группа. Сегодня Центр развития ребенка — детский сад Монтессори — это негосударственное дошкольное образовательное учреждение, включающее 7 разновозрастных Монтессори-групп, которые посещают дети от 2,5 до 6 лет, ясельная и подготовительная группы, сеть групп кратковременного пребывания, а также система секций и школ развития и оздоровления для детей всего города. Семь Монтессори-классов, оборудованных по всем правилам системы, классы для адаптации детей раннего возраста к детскому саду и старших дошкольников к будущему обучению в традиционной школе, сенсорная комната, комната психологической разгрузки и современный музыкальный зал, спортивный зал, бассейн и сауна, фитобар и зеленая аллея здоровья, физио и массажные кабинеты, класс английского языка и изостудия — вот неполный перечень условий, созданных в Центре Монтессори. Коллектив Центра Монтессори работает в инновационном режиме, это диктует необходимость постоянного повышения квалификации и мастерства педагогов. В результате воспитанники Центра Монтессори начинают писать и читать в 3-3,5 года, в 4-5 лет они умеют складывать и умножать многозначные числа, а в 6-7 лет могут самостоятельно получать информацию, пользуясь справочной литературой. Выпускники Центра, начиная с 2002 года, выдерживают конкурсные испытания в элитные учебные заведения Кирова, Москвы и Санкт-Петербурга, более 70% детей показывают при итоговом тестировании уровень развития выше средневозрастного.

Технологии автомобиля сеат альтеа фритрек - Смотрите информацию на сайте www.seat-avtodina.ru . Готовый клееный брус финские деревянные коттеджи и дома из клееного бруса.

Информационный проект «ГОРОД ДЕТСТВА-Киров» - это журнал и сайт для родителей, призванный помочь найти ответы на интересующие вопросы о воспитании, здоровье и отдыхе детей. Этот проект предназначен для счастливых мам и пап, а также беременных женщин. Мы будем рады, если Вы найдете для себя что-то полезное.

Случайный пользователь

return_links(); ?>