Рисунок - это перенесение какой-то части нашей жизни и переживаний на бумагу, это выражения себя. Детский же рисунок - это целый мир нового и неизведанного, того, что не может сказать вам ваш ребенок.
Дети заносят на бумагу все переживания и эмоций, тем самым освобождаясь от них. Они еще не могут в полной мере нам объяснить свои страхи, радости и неудачи - но все это можно увидеть в рисунке малыша, главное научиться его читать.
Вглядитесь внимательнее в детский рисунок и вы увидите душу вашего ребенка, его мысли и чувства. Пока ребенок еще не совсем овладел речью, рисунок для него выполняет роль дополнительного источника связи с окружающим миром, в первую очередь с родителями.
Рисунки детей до 3-х лет представляют собой различные круги, линии, черточки. Малыш тем самым изучает способы нанесения рисунка (сначала ладошкой и пальчиками, затем карандашами и ручками).
С 4-х лет в рисунках детей появляется смысл. Маленький художник переходит в стадию активного изучения и осмысления мира (обуславливается активностью в передвижении и формированием связной речи малыша). Главными героями детских рисунков этого периода становятся мама, папа, сам малыш (который уже начинает осознавать себя как самостоятельного человека, пробует свои силы и характер). Людей малыши часто изображают похожими между собой (голова и туловище часто изображены в виде одного овала).
Изучать рисунки детей можно с 4-5 лет, когда рисунок малыша начинает приобретает определенную индивидуальность, непохожесть с рисунками других детей. Человечки на рисунках уже приобретают отдельные прорисованные части тела (круг - голова, овал - тело, палочки - ручки и ножки). На рисунках появляются отдельные предметы, окружающие человечков (трава, цветы, птички и т.д.)
Ближе к 7-летнему возрасту в рисунках детей появляется стремление более тщательно прорисовывать образ человека (волосы, шея, одежда и т.д.). Такие рисунки свидетельствуют о гармоничном развитии ребенка.
Пример анализа рисунка
Попросите ребенка нарисовать семью, которая, например, готовится к Новому году или просто занята каким-то любимым всей семьей делом. Для выполнения рисунка предоставьте малышу самому выбрать бумагу, предложите ему большой выбор цветных карандашей. Не торопите и не помогайте, можете даже оставить его на время рисования одного. Когда рисунок будет закончен, приступайте к анализу (что и кто нарисован на рисунке, чем заняты - все это важно для анализа).
Доверьтесь своим впечатлениям от рисунка: какие эмоции вызывает рисунок. Для описания рисунка используйте понятия: "тусклый"-"яркий", "темный"-"светлый", "тревожный"-"спокойный", "доброжелательный"-"агрессивный" и т.д. Например, грустный рисунок тот, на котором члены семьи нарисованы отдельно, разбросаны по всему листу бумаги, лица не улыбаются или вообще не прорисованы. Агрессивный рисунок - с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.
Внимательно посмотрите все ли члены семьи изображены на бумаге. Самым крупным, как правило, изображается тот член семьи, которого ребенок считает для себя самым значимым. Себя дети рисуют рядом с тем человеком, к которому наиболее привязаны. А самый отдаленный от ребенка человек, тот, к кому испытывает наименьшую симпатию. Изображение человека в профиль или стоящего спиной говорит о негативе к данному человеку.
Родителям бывает тяжело определить значение рисунка собственного ребенка. Можно предложить оценить рисунок по приведенным выше понятиям знакомым или другим родителям.
Все эмоции, которые возникают при изучении рисунка, то, что сейчас испытывает ваш ребенок. Если рисунок вызывает слишком много негативных ощущений и оценок, вам необходимо поговорить с психологом. Но не спешите оценивать состояние вашего ребенка по одному рисунку, тщательно изучайте все рисунки вашего малыша, чтобы вовремя заметить какую-либо проблему в воспитании или развитии. Не стоит забывать и того, что дети живут сиюминутными переживаниями и отсутствие какого-то из членов семьи на рисунке может говорить, что в данный момент мысли ребенка не охватили всех членов семьи из-за того, что они не попались малышу на глаза. Если же ребенок постоянно исключает из своего рисунка определенного человека, это говорит о недостатке внимания данного человека по отношению к ребенку. Таким детям требуется больше доброжелательного отношения со стороны взрослых и активных развивающих игр со сверстниками.
Детали рисунка:
- Люди на рисунке заняты одним общим делом - знак хороших отношений в семье
- Ребенок рисует себя отдельно от семьи - чувствует себя лишним, отдаленным от семьи
- Члены семьи отделены друг от друга линиями - признак проблемы в общении как в семье, так и с другими детьми
- Сестричку или брата младше себя изображает крупнее себя - чувствует, что младшему уделяется больше внимания чем ему.
- Не рисует себя - не чувствует уверенности и своего места в семье. (Проверяется вопросами: "Всех ли ты нарисовал?" или прямым утверждением "ты не нарисовал себя". Если ребенок игнорирует или говорит, что "дорисую потом", "мало места", такая ситуация свидетельствует о том что он не комфортно себя чувствует в семье, ему мало уделяют внимания.)
Другие особенности рисования:
- В процессе рисования часто исправляет рисунок - признак повышенной тревожности
- Рисует мелкими отдельными шрихами - признак нерешительности, боится провести решительную линию
- Рисует непропорционально большие глаза с закрашенными зрачками - признак того, что малыш чего-то боиться
- Рисунок насыщен различными украшениями, деталями в костюме, прорисованностью отдельных элементов предмета или части тела - у ребенка стремление показать себя, оказаться замеченным, тяга к внешним эффектам
- Рисунок содержит мало прорисованных деталей (в зависимости от возраста рисующего) или выполнен еле заметными линиями (слабый нажим на карандаш) - признак склонности ребенка к быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности, психологической неустойчивости.
- Рисунок небрежный, выполнен размашистыми неаккуратными торопливыми штрихами (часто линии не доведены до конца) - признак импульсивности ребенка. Обратите внимание на нажим и симметрию рисунка. Если рисунок не помещается на листе - признак энергии, бьющей через край, иногда агрессии.
- Рисунок очень мелкий, часто где-то на краю листа - признак неустойчивости малыша, отсутсвие веры в свои силы и себя. Возможно кто-то в семье слишком строг к ребенку, ущемляет его стремления или требует от ребенка выполнения слишком многих правил поведения.
- Рисунок с акцентированными кулаками, оружием, устрашающей позой, четко прорисованными ногтями и зубами - признак явной агрессии. Выясните у ребенка смысл этих деталей. Может ваш ребенок таким образом пытается защитить себя или его кто-то обижает в садике или в семье и он испытывает невыраженную агрессию по отношению к обидчикам.
Цвет рисунка
Обычно дети при рисовании используют 5-6 цветов. Если ваш ребенок использует в своем рисунке большую палитру, это свидетельствует о чувствительности и эмоциональности. Более скудная палитра свидетельсвует о негативных эмоциях при создании рисунка.
Темно-синий - ребенок сосредоточен на каких-то проблемах, ищет покоя или анализирует свои поступки в волнующей его ситуации.
Зеленый - ребенок стремится к безопасности, акцентирует свою независимость и уравновешенность, упрям.
Красный - проявляется эксцентричность, агрессивность, возбудимость и сила воли.
Желтый - свидетельствует об оптимизме, любознательности, положительных эмоциях.
Фиолетовый - проявление фантазии и интуиции.
Коричневый - физический дискомфорт, медлительность, выражение отрицательных эмоция.
Черный - выражение протеста, потребность в изменениях, подавленность.
Серый - испытывает отстраненность, желание уйти, подавить тревоги и переживания, безразличие
Помните дети сталкиваются с такими же сильными переживаниями и страданиями, испытывают такие же эмоции (даже, пожалуй, намного ярче, чем взрослые). Не оставляйте ребенка один на один со своими тревогами и радостями, делитесь с ними своими переживаниями, внимательно слушайте своих детей, уделяйте им максимум внимания ( и даже более того времени, что вы им в силах уделить), станьте для них тем листом бумаги, которому они смело смогут доверить свои страхи и минуты счастья. Живите со своими детьми в мире и взаимопонимании, ведь это и есть великое счастье и смысл нашей жизни.