Детский рисунок

Вглядитесь внимательнее в детский рисунок и вы увидите душу вашего ребенка, его мысли и чувства. Пока ребенок еще не совсем овладел речью, рисунок для него выполняет роль дополнительного источника связи с окружающим миром, в первую очередь с родителями.
Рисунки детей до 3-х лет представляют собой различные круги, линии, черточки. Малыш тем самым изучает способы нанесения рисунка (сначала ладошкой и пальчиками, затем карандашами и ручками).
С 4-х лет в рисунках детей появляется смысл. Маленький художник переходит в стадию активного изучения и осмысления мира (обуславливается активностью в передвижении и формированием связной речи малыша). Главными героями детских рисунков этого периода становятся мама, папа, сам малыш (который уже начинает осознавать себя как самостоятельного человека, пробует свои силы и характер). Людей малыши часто изображают похожими между собой (голова и туловище часто изображены в виде одного овала).
Изучать рисунки детей можно с 4-5 лет, когда рисунок малыша начинает приобретает определенную индивидуальность, непохожесть с рисунками других детей. Человечки на рисунках уже приобретают отдельные прорисованные части тела (круг - голова, овал - тело, палочки - ручки и ножки). На рисунках появляются отдельные предметы, окружающие человечков (трава, цветы, птички и т.д.)
Ближе к 7-летнему возрасту в рисунках детей появляется стремление более тщательно прорисовывать образ человека (волосы, шея, одежда и т.д.). Такие рисунки свидетельствуют о гармоничном развитии ребенка.
Пример анализа рисунка
Попросите ребенка нарисовать семью, которая, например, готовится к Новому году или просто занята каким-то любимым всей семьей делом. Для выполнения рисунка предоставьте малышу самому выбрать бумагу, предложите ему большой выбор цветных карандашей. Не торопите и не помогайте, можете даже оставить его на время рисования одного. Когда рисунок будет закончен, приступайте к анализу (что и кто нарисован на рисунке, чем заняты - все это важно для анализа).
Детали рисунка:
- Люди на рисунке заняты одним общим делом - знак хороших отношений в семье
- Ребенок рисует себя отдельно от семьи - чувствует себя лишним, отдаленным от семьи
- Члены семьи отделены друг от друга линиями - признак проблемы в общении как в семье, так и с другими детьми
- Сестричку или брата младше себя изображает крупнее себя - чувствует, что младшему уделяется больше внимания чем ему.
- Не рисует себя - не чувствует уверенности и своего места в семье. (Проверяется вопросами: "Всех ли ты нарисовал?" или прямым утверждением "ты не нарисовал себя". Если ребенок игнорирует или говорит, что "дорисую потом", "мало места", такая ситуация свидетельствует о том что он не комфортно себя чувствует в семье, ему мало уделяют внимания.)
Другие особенности рисования:
- В процессе рисования часто исправляет рисунок - признак повышенной тревожности
- Рисует мелкими отдельными шрихами - признак нерешительности, боится провести решительную линию
- Рисует непропорционально большие глаза с закрашенными зрачками - признак того, что малыш чего-то боиться
- Рисунок насыщен различными украшениями, деталями в костюме, прорисованностью отдельных элементов предмета или части тела - у ребенка стремление показать себя, оказаться замеченным, тяга к внешним эффектам
- Рисунок содержит мало прорисованных деталей (в зависимости от возраста рисующего) или выполнен еле заметными линиями (слабый нажим на карандаш) - признак склонности ребенка к быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности, психологической неустойчивости.
- Рисунок небрежный, выполнен размашистыми неаккуратными торопливыми штрихами (часто линии не доведены до конца) - признак импульсивности ребенка. Обратите внимание на нажим и симметрию рисунка. Если рисунок не помещается на листе - признак энергии, бьющей через край, иногда агрессии.
- Рисунок очень мелкий, часто где-то на краю листа - признак неустойчивости малыша, отсутсвие веры в свои силы и себя. Возможно кто-то в семье слишком строг к ребенку, ущемляет его стремления или требует от ребенка выполнения слишком многих правил поведения.
- Рисунок с акцентированными кулаками, оружием, устрашающей позой, четко прорисованными ногтями и зубами - признак явной агрессии. Выясните у ребенка смысл этих деталей. Может ваш ребенок таким образом пытается защитить себя или его кто-то обижает в садике или в семье и он испытывает невыраженную агрессию по отношению к обидчикам.
Цвет рисунка
Обычно дети при рисовании используют 5-6 цветов. Если ваш ребенок использует в своем рисунке большую палитру, это свидетельствует о чувствительности и эмоциональности. Более скудная палитра свидетельсвует о негативных эмоциях при создании рисунка.
Темно-синий - ребенок сосредоточен на каких-то проблемах, ищет покоя или анализирует свои поступки в волнующей его ситуации.
Зеленый - ребенок стремится к безопасности, акцентирует свою независимость и уравновешенность, упрям.
Красный - проявляется эксцентричность, агрессивность, возбудимость и сила воли.
Желтый - свидетельствует об оптимизме, любознательности, положительных эмоциях.
Фиолетовый - проявление фантазии и интуиции.
Коричневый - физический дискомфорт, медлительность, выражение отрицательных эмоция.
Черный - выражение протеста, потребность в изменениях, подавленность.
Серый - испытывает отстраненность, желание уйти, подавить тревоги и переживания, безразличие
Помните дети сталкиваются с такими же сильными переживаниями и страданиями, испытывают такие же эмоции (даже, пожалуй, намного ярче, чем взрослые). Не оставляйте ребенка один на один со своими тревогами и радостями, делитесь с ними своими переживаниями, внимательно слушайте своих детей, уделяйте им максимум внимания ( и даже более того времени, что вы им в силах уделить), станьте для них тем листом бумаги, которому они смело смогут доверить свои страхи и минуты счастья. Живите со своими детьми в мире и взаимопонимании, ведь это и есть великое счастье и смысл нашей жизни.