Как учиться во вторую смену?
«Её не должно быть», — в один голос говорят врачи, преподаватели, родители. Но, невзирая на демографический регресс, пространств в школах как и прежде не хватает.
Учащимся начальных классов в особенности тяжело. Не успели они приспособиться к новым условиям, а здесь, как в кино, «Бац — 2-ая смена!» У детей постарше свои трудности: рано ложиться спать не хочется, а встать нужно не позднее 7, иначе не успеешь сделать домашнее задание. Хорошо еще, что СанПиН (санитарные правила) запрещают обучение во вторую смену первоклассников, учащихся 5 и старших классов... А возможно ли совершенно отрешиться от 2-ой смены, к примеру, «раздуть» классы – чтобы «быть в тесноте, да не в обиде»?Но СанПиН снова на охране: класс обязан состоять менее чем из 25 человек. В последнее время учебная нагрузка серьезно выросла: стало больше предметов, усложнились программы. Потому в школах внедряются инновационные педагогические технологии. Но для учеников второй смены практически никаких инноваций не предусмотрено — хотя подтверждено, что умственная работа в послеобеденные часы существенно ниже, чем в утренние.
Вся литература, написанная учеными за годы недостатка школьных пространств, дает подсказку опекунам и учителям — для решения «проблемы 2-ой смены» важнее всего режим дня.
Действительно, если ваш малыш обязан, как большая часть его сверстников, пройти тестирование 2-ой сменой, ничего иного здесь не выдумать. При соблюдении режима вырабатываются относительные рефлексы на определенное время: дети быстро засыпают, проще встают по утрам и не утрачивают работоспособности в течение всего дня. Сначала, естественно, родителям понадобиться упорство, чтобы приучить ребенка жить по часам: вовремя уложить-разбудить, совместно позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...
Наверное, среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом увлекаться, и семье уделять достаточно внимания, а есть те, кто всегда пожалуется на нехватку свободного времени. В сутках ровно 24 часа. Для всех. Но одни сами командуют временем, а остальные ему подчиняются. Побеседуйте про это с ребенком. А еще лучше, предложите ему эту игру: пусть он словно сфотографирует собственный день, распишет его с точностью до минутки. К примеру, гулял 40 мин., проделывал арифметику 25 мин. и так дальше. Помогите ему найти «потерянное» время, и спланировать завтрашний день.
У учителей есть аннотация, как улучшить школьное расписание с учетом «физиологических функций и работоспособности учеников». Она ликвидирует превышение допустимой перегрузки. На начало и конец недели не намечаются предметы, требующие активной умственной работы. Но, несмотря на все вышесказанное, во вторник и четверг школьнику необходимо быть особенно собранным, чтобы улаживать непростые задачи по физике и арифметике. Расписание на каждый день строится по принципу «от трудного к менее сложному и совершенно обычному». К примеру, первыми уроками идут математика и физика, а заканчивается день биологией и музыкой. Этот же принцип нужно применять и при выполнении семейных заданий: начинать с письменных предметов и заканчивать устными.
В случае, если ваш малыш из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить напротив: темп занятий должен быть достаточно высоким. Ученикам начальных классов достаточно тратить на уроки полтора-два часа в сутки. В пятом-шестом классе это время возрастает до 2,5 часов, в седьмом — до 3-х. Учащиеся восьмого-одиннадцатого классов могут делать домашние задания до 4 часов в сутки. Превышение этих характеристик плохо отражается на самочувствии и успеваемости. Дети начинают апеллировать на бессилие, головные боли, становятся нервозными. Сказываются недосыпание, нехватка свежего воздуха и перемещения. Часто усталый малыш «для развлечения» садится к телеэкрану и смотрит все подряд. Но на самом деле ТВ либо компьютер после уроков только содействует нарастанию утомления.
Также, 2-ая смена – не предлог переходить на питание чипсами и хот-догами. Если организм не возместит энергетических издержек, подъем и пробуждение малыша оказываются под угрозой. Нужно позаботиться о том, чтобы перед школой у него был горячий обед. Хороший режим требует садиться за стол четыре-пять раз в сутки с интервалами в 3,5 - 4 часа
Планируем режим дня
Естественно, родители методом проб и ошибок могут создать собственный распорядок дня для малыша, но лучше поверить компетентному мнению научных работников и сверять режим с научно обоснованной таблицей.
Возраст 8-9 лет. Рекомендованный режим дня.
7:00 - подъем
7:00-7:15 — гимнастика, душ, уборка постели
7:15-7:35 — завтрак
8:00 — 10:00 — приготовление домашнего задания
10:00 — 11:00 — свободные занятия, чтение, музыка и т. д.
11:00 — второй завтрак
11:30 — 13:00 — прогулка
13:15 — обед
13:40 -14:00 — дорога в школу
14:00 — 18:00 (19:00) — учеба в школе
18:00 (19:00) — 20:00 — прогулка
20:00 — ужин
20:30 — 22:00 — свободное время
22:00 - сон